Это перевод первой части статьи проекта Afropop Worldwide «Африканские рабы в странах ислама»

Музыканты Гнауа

Музыканты Гнауа

Dr. Chouki El Hamel
Чуки Эль Хамель закончил докторантуру в Университете Сорбонны в январе 1993 года. Он учился в Центре Изучения Африки и специализировался на доколониальной истории Африки. Результаты его исследований в этой области  опубликованы в научных статьях и в книге. С 1994 по 2001 г.г. автор читал курс истории Африки в Уиверситете Северной Каролины, а также в Университете Дюка (Duke University). В 2001-2002 г.г. работал в Шомбургском Центре Исследований Черной культуры в Нью-Йорке, а в 2002 перешел в исторический отдел Университета Аризоны. В настоящий момент (на момент опубликования эссе) автор заканчивает работу над книгой «Черное Марокко: история рабства, расизма и ислама». Данное эссе автор безвоздездно предоставил проекту Afropop Worldwide для программы «Африканские рабы в странах ислама».

Западные туристы, наверняка встречали в Марокко музыкантов Гнауа (Gnawa, Gnaoua): в Эссуэйре (Essaouira) — городе, расположенном на берегу Атлантического океана, где проходит ежегодный фестиваль музыки Гнауа, а также в Марракеше (Marrakech), на площади Джемаа-эль-Фна (Jmaa-el-Fna). Колоритные одеяния и головные уборы — колпаки, украшенные ракушками каури, — гармонируют с четким звуком их музыкальных инструментов — металлических кастаньет, гулких барабанов и трехструнной басовой лютни (гембри). Все это вместе создает аудио- и визуальный образ Гнауа.

Один из самых известных жанров музыки Марокко берет свое начало в классическом андалузском наследии и отражает историю взаимоотношений Марокко и Испании. Андалузская музыка считается национальной музыкой Марокко, она многократно цитируется во всех национальных медиа-проектах.
Сефардская музыка и народные песни еврейских общин Марокко, наоборот, к сожалению, исчезают в результате того, что Марокко утратило свое еврейское население в период создания государства Израиль.
Еще один важный, но часто забываемый музыкальный жанр — это Гнауа, пришедшая в Марокко вместе с мигрантами из Западной Африки, как добровольными, так и вынужденными. Несмотря на то, что к настоящему времени Гнауа полностью интегрированы в марокканское общество, они все еще обладают культурной и общественной самобытностью.

Термин Гнауа (Гнава) имеет три важных значения. Во-первых, это название черных рабов из Западной Африки. Считается, что Гнауа в Марокко — это изначально черные рабы, которые с течением времени под влиянием разных обстоятельств получали свободу. Историки считают, что Гнауа происходят из черной Западной Африки от Сенегала до Чада и от Мали на севере до Нигерии на юге. Предполагается, что большое количество рабов было вывезено из Старой Ганы (королевство на севере Мали) в 11-13 веках. Их называли «Гнауа». Кроме этого, есть исторические свидетельства о том, что огромное количество рабов прибывало с рынка Djenne (Женне) в Мали, тогда получается, что «Гнауи» — это искаженное Jennawi (Женави).
«Гнауа» означает также и цветовую дифференциацию. Так издавна называют «черных людей». Таким образом, во втором своем значении, «Гнауа» — это религиозно-духовный орден, в который входят группы чернокожих мусульман. Традиционно Гнава — это мистический орден, который подчеркивает уникальность этих людей внутри Ислама. религиозные и духовные компоненты практик Гнауа включают в себя «ссылки» на происхождение и рабское прошлое этих людей.
Ну а в-третьих, Гнауа — это музыкальный стиль, связанный с указанным религиощзным орденом. Наследственная память (turath) вывезенных с их исконных земель и отданных в рабство людей, попавших в итоге на территорию Марокко, сохраняется в их песнях и танцах.

Не все чернокожие люди в Марокко были рабами и происходили из черной Западной Африки. Часть чернокожих всегда проживала на территориях юга Марокко. Некоторые источники указывают на то, что долину реки Драа издавна населяли чернокожие земледельцы. С наступлением римлян вглубь марокканских земель в 3 веке до н.э. берберы, изначально населявшие прибрежные территории Северной Африки, вероятно, вынуждены были двигаться на юг и вступать в соперничество с местным черным населением за место в оазисах Драа. В результате между берберами и чернокожими возникли отношения взаимозависимости, в которых, однако, берберам принадлежала ведущая роль.
Если рассуждать этимологически, то значение слова «Гнауа» может происходить от берберского слова «агинау» (aguinaw), обозначающего черный цвет кожи по контрасту с белыми берберами. Изначально это слово могло обозначать Гвинею, которая по-берберски называлась «акал н-игуинамен», то есть «земля черных людей». Это аналогично арабскому названию «билад ас-судан». Этот термин был впоследствии воспринят португальцами и преобразовался в слово «Гвинея», которое мы встречаем на европейских картах, начиная с 14 века. Арабские источники указывают, что с 10 по 19 век существовал постоянный переток населения через пустыню Сахара. Начиная с 11 века, когда во власти закрепились представители династии Алморавидов, население Западной Африки (преимущественно территорий современных Мали, Буркина-Фасо и Сенегала) «потекло» на север, что было связано с необходимостью большего количества рабов и солдат. Эти порабощенные группы населения по-арабски назывались «абид» или «судан», а по-берберски «харатин» или «гнауа». Таким образом, предками сегодняшних чернокожих марокканцев мы можем считать людей племен Сонинке, Бамбара, Мосси, Фулани и Хауза.

Архивные источники указывают на то, что чернокожие бойцы использовались в армии Махзен (Makhzen — военные властные структуры в Марокко) и часто бывало так, что целые гарнизоны состояли только из чернокожих. Многие марокканские династии опирались на чернокожих воинов.
Первая правящая династия в исламском Марокко, которая использовала большое количество чернокожих солдат в своей армии — Альморавиды. Представитель этой династии Юсуф ибн Ташфин «купил массу черных слуг и отправил их в Андалузию». С помощью дополнительных сил, состоящих из купленных рабов, Альморавиды нанесли поражение Альфонсо IV Кастильскому в битве при Сайаке (Zallaqa) рядом с Бадахосом (Badajoz). Арабские источники указывают на то, что в этой битве принимали участие 4000 черных солдат.

Продолжение статьи: вторая часть

One Response to “Музыка Гнауа в Марокко — часть 1”

Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(required)

(required)

© 2015 Туристическое агентство ЮТ-ТУР (903)571-3112 Яндекс.Метрика Instagram Suffusion theme by Sayontan Sinha